Вы не ослышались — разборчивость речи
Сегодня в интернете можно найти довольно много страшных и не очень историй о потере слуха. Авторы рассказывают о симптомах, приводят статистику ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), информацию о потере слуха в пожилом возрасте, типах тугоухости, пишут про шум, децибелы, громкость... Попутно к теме снижения слуха прибиваются откровенные дилетанты, которые, находясь в состоянии обнубиляции, бредят наяву, обещая улучшить слух тренировкой в домашних условиях или диетой. Профессиональные врачи, знающие предмет, не фантазируют, но будто ведут пространный диалог со своими коллегами, долго блуждают в чаще собственных познаний между анатомией, диагностикой, патофизиологией и средствами коррекции, выйдя из которой констатируют, что необходимо обратиться к врачу, а затем купить слуховой аппарат.
Что-то, безусловно, интересно, и нужно читать, что-то — категорически нельзя, но...
Почему всё же снижение слуха требует немедленного внимания со стороны человека? Оказывается, ответ на такой очевидный вопрос практически невозможно найти.
Его величество СЛУХ!
Слово из четырёх букв: «C» «Л» «У» «Х». Попробуйте объяснить, как звучат эти буквы:).
Вот как звучит буква «С»? Звучание буквы определяют термином фонема. Чтобы понять, что знаку-букве «C» соответствует фонема [с] нужно этот звук сначала услышать, получается что так.
Значит, читатели данных строк до освоения знаков-букв должны были слышать фонемы этих самых букв. Маленький ребёнок первый год ровным счётом ничего не знает, он только слышит и видит. Дитя смотрит на губы мамы, которые произносят слово «мама», слышит слово «мама» и пытается повторить это своими губами. Как только у него это получается, он начинает слышать себя и видит, что все вокруг радуются этому действию, это мотивирует ребёнка дальше усваивать язык, из слышимой им взрослой речи. Но мало слышать слово, его надо наделить смыслом. Например, возьмём слово «хлеб». Допустим, мы впервые слышим звучание слова «хлеб», но пока мы не видели хлеб, не держали его в руках, не нюхали, не ели, нет у нас в голове «хлеба», есть слуховой образ пустого слова. Теперь нам говорят «это хлеб», и мы его видим, нюхаем, пробуем. В этот самый момент за слуховым образом звучания слова «хлеб» закрепляется масса разных ассоциаций и чувственных образов. Измени всего одну букву в слове «хлеб», например, «Б» на «В», и получится «хлев», ассоциации от мягкого, душистого нарезного батона перейдут в помещение для скота с запахом свежего сена и навоза, поросятами, телятами и т. д.
То есть правильно услышанное слово не только позволяет осознать конкретную вещь, действие или признак, но и связать её с запомненными ранее визуальными и другими сенсорными образами. Слово — орудие мышления и средство общения. Если набор ассоциаций, связанных с речью, в мозге говорящего не находит аналогического представительства в мозгу слушающего, коммуникация будет больше напоминать разговор двух людей, не знающих языка друг друга. Собственно, общество вообще может коммуницировать только благодаря единству правил языка и однообразию работы органов речи и слуха.
Разборчивость речи
Для начала стоит обратить внимание на тот факт, что нос, рот, язык, губы, трахея, зубы входят в состав речевого аппарата. Например, звук «п» без губ не воспроизведёшь, а звук «р» — без языка. Мозг синхронизирует работу речевого аппарата и, в зависимости от того, какое слово или звук нужно воспроизвести, изменяет положение анатомических структур или динамику их работы, что позволяет создавать звуки с уникальными тонально-тембральными характеристиками. Здоровый слух изначально сверхточный сенсорный орган, способный различать мельчайшие акустические отличия, создаваемые речевым аппаратом. Например, «б» и «п» очень близкие звуки по тонально-тембральному ансамблю. Однако, кто будет отрицать, что слово «бочка» это про квас, а слово «почка» — про орган, это к тому, что отличие на несколько частот слухового образа фонемы приводит к изменению слова в мозге, а с ним и набора ассоциативных связей.
Так вот, есть фонемы, в создании которых участвует минимальное количество анатомических структур. Рот открыл, начинаешь подавать воздух из лёгких и вот он звук «а», изменил форму губ — «о». Такие звуки, как правило, имеют более простые акустические характеристики преимущественно с низкочастотным тембром. Для создания других фонем мозг задействует нос, язык, зубы, которые вносят свой вклад в акустические характеристики фонем, наделяя последние средне- и высокочастотными составляющими.
Но самое главное не это, важно то, что в процессе воспроизведения речи человек с достаточно высокой скоростью изменяет как положение анатомических структур, так и динамику воспроизведения, тем самым создавая непрерывный звуковой тонально-тембральный ряд, завершающийся окончанием слова. Слух должен очень чётко и быстро различать акустические особенности фонем, чтобы «помыть окошко, а не кошку».
Всё бы было хорошо, если бы не одно но... Мы живём в насыщенной акустической среде с десятками источников звука, которые, заметим, одновременно с речью поступают в орган слуха. Представьте себе разговор даже в тихом сквере: шумит листва, рядом журчит вода в фонтане, чирикают птицы, слышно шум автомобилей с рядом расположенной улицы, дворник подметает плитку. Все эти звуки с разными частотами и интенсивностью накладываются на речевое сообщение, которое направляется в ухо. Слух должен принять всю эту акустическую мешанину, отделить одно от другого, выделить то, что нам важно, а именно речь и отказать окружающим звукам в детальной обработке в пользу речи.
Удивительный факт — в шумной обстановке лучше распознавать речь нам помогает зрение. То есть даже если речевое сообщение акустически очень сильно искаженно, мы смотрим на движение рта собеседника и синхронизируем через зрение поступающий искажённый слуховой образ речи, это позволяет мозгу дополнять недостающую слуховую информацию визуальной, обеспечивая тем самым правильное восприятие слов. Полезный навык первого года жизни: )
Почему всё же снижение слуха требует немедленного внимания со стороны человека?
Многие, надеюсь, помнят сказку про Вовку.
— Да ладно, и так сойдёт!
Сойдёт, но придётся подготовиться к расчеловечиванию:)
После 65 лет по абсолютно естественным причинам возрастного износа слух в той или иной степени снижается у всех. Вообще снижение слуха идёт всю нашу жизнь в направлении от высоких частот к всё более и более низким, долгое время это нас не заботит, потому что эти процессы протекают далеко за пределами жизненной необходимости.
Но даже когда снижение слуха уже напрямую влияет на разборчивость речи, большинство людей продолжают себя убеждать, что виноваты говорящие, а не их слух.
Основной причиной такого положения дел является личный опыт, «сын ошибок трудных».
С самого детства мы привыкли, что если плохо услышали что-то, заключаем, что звук слабый и надо увеличить его громкость или приблизиться к источнику звука. Если же мы плохо слышим потому что нам мешает посторонний источник звука, мы пытаемся устранить этот самый источник или снизить его громкость. Убеждённость в правильности работы слуха за многие годы формирует устойчивую психологическую модель, что именно физическая природа звука является причиной проблем восприятия. Согласитесь, сложно осознать, что в какой-то момент не звук имеет неудовлетворительные характеристики, а искажения слуха приводят к неудовлетворительному восприятию.
Заявлять о безответственности людей ошибочно, просто не было осознания важности (до сих пор) слуха, технологий и устройств, которые позволили бы на ранней стадии снижения слуха эффективно и физиологически правильно восстановить слуховые образы, сделав речь опять доступной для слуха, сниженного под влиянием возраста. Да и, как говорится, первое время помогать нужно было тем, кто речь вообще не слышит. Поэтому все научные силы были брошены на решение медицинских задач, а не профилактических.
На дворе XXI век и вот, наконец, появился первый цифровой усилитель слуха, который легко и удобно носить, предназначенный для профилактики возрастного снижения слуха.
Вернёмся к снижению разборчивости, вспомним сквер. Акустическая «каша» состоящая из речи, шумов и других звуков поступает в мозг, чтобы разделить её просто необходимо чтобы слуховой образ был максимально чётким и достоверным. Мозг должен определить, что вот этот акустический ансамбль — это шум автомобилей, вот этот — чириканье птиц, а вот этот — речь, и чем точнее акустическая информация поступает в мозг, тем проще мозгу найти и воспроизвести в сознании соответствующее ей адекватное значение. Теперь наложим на слуховой образ снижение чувствительности в отношении звуков высоких частот. Возьмём фонему [ц], она сложная, создаётся при участии языка, который во рту последовательно смыкается, а затем образует щель. Фонема [ц] это, по сути, сверхбыстрое произнесение последовательно двух фонем [т] и [с]. И важно понять, что завершающая фаза произношения фонемы [ц] это звук «с».
На фонему [ц] наложилось чириканье воробьёв, в результате слух не смог, из-за потери чувствительности, передать в мозг слуховой образ фонемы [ц]. Дальше мозг не может найти в памяти смысл слова и связанные с ним ассоциации. Что имел в виду собеседник: то ли «цвет», то ли «свет»? Мозг даёт в сознание сигнал «не могу разобрать», после этого перенаправляет вычислительные ресурсы внимания на расшифровку акустически неполноценной фонемы. О чём шла речь? Разговор шёл про розы. Значит, с высокой вероятностью, слуховой образ соответствует фонеме [ц], а услышанное слово «цвет».
В этот момент собеседник, вероятно, продолжает говорить, мозг командует «свистать всех наверх», но за время пока мозг отвлёкся на поиск фонемы [ц], вы потеряли в разговоре следом идущее слово.
Теперь представьте, что слух будет снижаться всё больше. Всё больше фонем будут похожи друг на друга, акустической информации в слуховых образах доступной для мозга будет всё меньше. Мозг всё больше энергетических, вычислительных и временных ресурсов будет тратить на адекватное восприятие речи, из-за чего часть слов будет полностью исчезать из восприятия.
Не стоит заблуждаться, что мозг будет хранить в памяти яркие слуховые образы, соответствие с которыми он с каждым разом всё сложней и сложней будет находить. Мозг просто постепенно начнёт всё переписывать. Сделав первый шаг, мозгу придётся двигаться дальше, помните про хлеб, надо переписать ассоциативные связи и пути к сенсорным образам, закреплённым за словами. Если вы думаете, что в пожилом возрасте мозг пластичен как в юности, это не так, память будет переписываться хуже с неизбежными ошибками, а иногда и вообще с полной потерей. В итоге начинается рассогласование сознания, потеря памяти, изменение восприятия окружающего мир и т. д.
Вывод таков: наш мозг надёжно маскирует возрастное снижение слуха за счёт того, что дополняет неполные слуховые образы информацией из всех доступных ему источников. Он как бы вводит в заблуждение нас самих относительно наших же способностей. При этом, осуществляя данную маскировку, он сам работает на пределе возможностей. К несчастью для нас, на момент возникновения в сознании отчётливого ощущения снижения слуха, мозг уже многое поменяет в самом себе, чтобы лишний раз вас не беспокоить, и только когда все адаптационные возможности будут исчерпаны, он устало постучится: «Извини, я сделал всё что мог!».
Закончить всё же хочется на оптимистичной ноте. В нашем мозге области, задействованные в понимании речи, являются одними из самых последних эволюционных приобретений. Природа миллионы лет трудилась над тем, чтобы дать человеку способность воспроизводить и воспринимать речь.
В Helix care трудились намного меньше времени, чтобы сделать простой и удобный продукт для тех, кто решит заранее позаботиться о здоровье и долголетии своего сознания.
P. S.: Ежедневно нам поступают сотни звонков с единственным вопросом: «Helix care сразу после покупки улучшит разборчивость речи?» На этот вопрос мы честно отвечаем: «Нет». Но если из него убрать слово «сразу», то тогда со всей ответственностью скажем «Да».
Более того, если вам обещают мгновенное восстановление разборчивости речи, не верьте. Ни самый дорогой слуховой аппарат, ни Helix care не могут улучшить разборчивость речи мгновенно. И вот почему.
Возникновение нарушений восприятия речи свидетельствует о том, что мозг уже долгое время испытывает дефицит значимых речевых признаков, поступающих в составе слуховых образов, и что он исчерпал все возможности по их выявлению, обработке и поиску. Длительное поступление искажённой и неполной акустической информации приводит к изменению способа её обработки мозгом, замещению на нейрональном уровне слуховых образов слов в памяти, и нарушению закреплённых за ними ассоциативных связей. Учитывая это, можно сказать, что причиной проблем с разборчивостью, является не только сниженный слух, но и искажённый способ обработки мозгом акустических признаков речи.
Мозг обладает ограниченной пластичностью. Пластичные изменения могут носить как положительный характер (развитие), так и отрицательный (деградация).
Как только вы с помощью Helix care вернёте мозгу полноту поступающей акустической информации, ему потребуется время, чтобы восстановить разборчивость речи. По сути, нужно вновь сформировать новые нейронные структуры, которые смогут использовать избыток акустических признаков для лучшего выделения и обработки слов, и поиска по ним соответствующих ассоциативных связей.
Очевидно, чем больше вы будете общаться с окружающими, используя Helix care, тем быстрее восстановите разборчивость речи.
Если вы многие годы плохо понимали слова собеседников, есть вероятность, что восстановить былую разборчивость вряд ли удастся, из-за ограниченной пластичности мозга. Но это не означает, что разборчивость речи не улучшится.
Чем раньше вы начнёте использовать Helix care, тем больше шансов, по истечении 3-6 месяцев, при регулярном использовании, вернуться к хорошей разборчивости речи.
Не ждите того момента, когда не сможете разбирать речь без применения слухового аппарата, помните, мозг не «пластилин».
Если Вы хотите узнать больше о нашем усилителе слуха, снижении слуха, нарушении разборчивости речи — заходите на наш сайт helix-care. ru и оставляйте заявки на консультацию!