Симптомы снижения слуха
Давайте для начала определимся с самим понятием. Симптом — это характерное проявление или внешний признак какого-либо процесса, происходящего в организме. Вот, например, ОРВИ — это заболевание, то есть процесс, происходящий в организме, а кашель и высокая температура — его симптомы. На первый взгляд определение чётко раскрывает смысл самого термина. Но почему-то прилагательное «характерное» выбивается из формулировки и обращает на себя внимание. Пожалуй, дело в том, что это слово порождает некие сомнения, в частности, какие проявления и внешние признаки уже можно считать характерными, а какие ещё нет.
При ОРВИ признаки и проявления куда уж характерней: на градуснике 39 °C, а кашель «сотрясает дом». Но мы-то с вами знаем, что симптомы болезни не сразу становятся такими. Начинается всё со слабости, лёгкой головной боли и заложенности носа. В этот момент многие говорят: «Наверное, переутомился, надо выспаться». Потом в горле начинает першить, из носа льётся ручьем, температура повышается, и тут уже мало кто сомневается, что это ОРВИ.
При такой симптоматике всё предельно ясно. Но можно привести довольно обширный перечень болезней с проявлениями и даже внешними признаками, которые человек не замечает и не осознаёт. А если не осознавать и не чувствовать симптомы, то как понять, что какие-то характерные проявления и внешние признаки указывают на то, что в организме что-то неладно? Поэтому мы считаем, что определение понятия «симптом» нужно обязательно дополнить: это ощущаемое или осознаваемое проявление или внешний признак какого-либо процесса, происходящего в организме.
Казалось бы, после этих важных замечаний уже можно перейти к описанию симптомов снижения слуха. Но прежде ещё кое-что уточним.
Снижение слуха по стадиям течения мало чем отличается от этапов протекания ОРВИ. Но есть исключения. Первое: снижение слуха не имеет завершения, точнее имеет — тотальная глухота. Второе: ранняя фаза с едва уловимыми симптомами по длительности более чем в 500 раз превышает аналогичный период течения ОРВИ, если при ОРВИ симптомы заметно усиливаются с каждым днём, то в случае снижения слуха они становятся более отчётливыми каждые 3‒5 лет. Вряд ли найдётся много людей, способных описать чувственные различия нынешнего слухового восприятия от того, которое было три года назад.
Помимо чисто временных отличий, есть ещё одно. С ОРВИ как-никак мы боремся каждый год и уже научились распознавать первые симптомы, а со снижением слуха большую часть жизни не встречаемся. Неудивительно, что это способствует формированию устойчивого психологического шаблона, что со слухом всё в порядке, который на долгое время надёжно маскирует осознание возникшей проблемы.
Кроме того невозможно не отметить, что людям с большим трудом даётся описание переживаемого чувственного опыта. И это касается не только слуха, а всех органов чувств. Поэтому испытываемое состояние изменения восприятия бывает необъяснимо даже самим себе. Таким образом, проблема состоит не только в наличии симптомов, но и в их осмыслении. Чего стоит одно наше «что-то я неважно себя чувствую».
Поэтому до описания симптомов нужно договориться о диапазоне субъективных ощущений, возникающих при снижении слуха, чтобы их можно было классифицировать. Обозначим нижнюю границу диапазона отсутствием симптомов и проблем со слухом. Срединный интервал отнесём к невозможности внятно слышать разговорную речь. Верхнюю границу определим полной потерей слуха (тотальной глухотой). Тогда сразу становится ясно, что по мере роста степени снижения слуха симптомы будут восприниматься всё отчётливей.
Каковы же причины, по которым при большем снижении слуха симптомы ощущаются отчётливее? Очевидно, что вначале ослабление слуха будет незначительно изменять ментальное состояние организма. Но с увеличением степени снижения всё больше значимых областей мозга, ответственных за обработку слуха, будут вовлекаться в процесс деградации. Это вызовет более характерную симптоматику, например, неспособность распознавания речи и понимания сути диалога, безусловно, более существенная проблема, чем отсутствие звуков тиканья часов или шелеста листвы.
Так, вроде со всем разобрались. Дальнейшая информация позволит вам, во-первых, лучше охарактеризовать собственные ощущения, а во-вторых, оценить по симптоматике личную степень снижения слуха.
Ранние симптомы
Ранние симптомы снижения слуха крайне редко привлекают серьёзное внимание со стороны зрелых людей. И причина кроется не в том, что симптомов нет как таковых, а в том, что для осознания ухудшения слуховых ощущений необходимо уловить разницу между текущим состоянием восприятия и предыдущим. А это довольно непросто, так как естественное возрастное снижение слуха продолжительный по времени плавно прогрессирующий деградирующий процесс, в течение которого человек успевает постепенно «привыкнуть» к недостаткам слуховых ощущений. Мы уже говорили, что он длится не менее трех ‒ пяти лет.
Длительная обработка мозгом искажённых слуховых образов со временем приводит к редукции (упрощению, уменьшению) ответственных за это нейронных полей, что в результате фиксирует в сознании человека новую «норму» слуха.
Обратите внимание: можно опросить 1 000 человек в возрасте 65 лет, и 90% почти наверняка скажут, что они слышат нормально. Сложные диагностические исследования большого количества людей показали, что статистически это не так. Но люди отвечают абсолютно искренне. Их мозг просто создал «новую норму». То есть для них лучший слух это тот, который есть в данный момент, а не тот, что был 15 лет назад.
Возникает достаточно непростая ситуация, при которой наше собственное восприятие опирается не на предыдущую норму лучшего слуха, а на «новую» сниженную. Из-за этого симптомы долго носят неявный характер вплоть до момента возникновения проблем на уровне высшей нервной деятельности.
Тем не менее, раннюю стадию вполне можно обнаружить, нужно только знать, какие факторы влияют на ослабление слуха, на какие косвенные признаки следует обращать внимание и в какой ситуации.
Начнём со значимых факторов
Возраст. Чем дальше вы стоите от отметки 65 лет, тем значительнее возрастное снижение слуха. Имейте в виду, даже в 65-летнем возрасте в идеальном случае ваш слух слегка снижен, и этого достаточно, чтобы мозг испытывал дефицит акустической информации. Соответственно, чем старше вы становитесь, тем дольше происходит редукция мозговых полей, ответственных за слух, а вместе с ними по цепочке слабеет память, ухудшается разборчивость речи и способность ориентации в пространстве.
Работа в течение долгого времени на шумном производстве или проживание в шумных условиях. Продолжительное воздействие шума приводит к преждевременному износу чувствительных слуховых клеток. Так что уже в 60 лет можно иметь состояние слуха, соответствующее 75-летнему возрасту.
Знания о негативных факторах и внимание к косвенным симптомам позволяет человеку самостоятельно и довольно эффективно обнаруживать у себя и окружающих начальную стадию снижения слуховой функции.
Типичные ранние симптомы
При длительном общении или пребывании в насыщенной акустической среде без каких-либо проявлений ухудшения разборчивости речи вы быстро приходите к чувству усталости и «мутного» сознания. Это означает, что незначительное снижение слуха привело к сокращению поступления в мозг важных акустических признаков, из-за чего ему пришлось затратить гораздо больше энергетических и вычислительных ресурсов на обработку звука и восстановление слуховой информации.
Вот наглядный пример. Вы весь день можете ходить без очков и не испытывать проблем со зрением. Но вечером, читая, замечаете, что быстро устаёте, начинает болеть голова, и буквально через полчаса откладываете книгу в сторону. Однако всё меняется, если надеть очки, нет усталости и головной боли. И вполне понятно, что причина усталости — незначительное снижение зрения, которое эффективно компенсируется очками.
Ещё один симптом. Довольно часто люди со сниженным слухом непроизвольно начинают говорить громче, причём узнать об этом могут только от собеседника, который сетует: «Зачем так громко? Я всё слышу».
Мозгу очень важна синхронизация между воспроизведением и слушанием собственной речи. С помощью этого механизма мозг проверяет соответствие речевого сообщения информационному содержанию, эмоциональной окраске, мыслительному плану. Её нарушение, например, у людей с тяжёлыми потерями слуха, приводит к неспособности правильно и членораздельно говорить. Нужно понимать, что синхронизация очень быстрый и точный мозговой процесс, в течение которого у мозга нет времени для длительного анализа речевых признаков в поступающих слуховых образах. Поэтому при обнаружении малейшей рассинхронизации он мгновенно пытается её исправить. Улучшить слух или увеличить время на обработку он не может, а сделать громче речь — вполне.
Вам-то кажется, что вы — хозяин мозга, ан нет. После замечания собеседника человек обычно мгновенно переключает внимание на громкость речи и начинает говорить тише. Но на самом деле нужно обращать внимание на другое.
Интересный момент: люди с тяжёлыми потерями слуха используют синхронизацию собственного слуха с губами собеседника, что позволяет им довольно эффективно восстанавливать разборчивость речи и компенсировать недостаток слуховой информации.
Также типичным симптомом сниженного слуха является частое переспрашивание у собеседников отдельных слов. Именно отдельных. Дело в том, что слова, произнесённые вне контекста, не дают возможности мозгу схитрить и достроить недостаток акустической информации за счёт смысла предложения. В результате либо слово услышано и понято, либо не услышано и не понято. Со стороны мозга логичным выглядит выход из сложившейся ситуации: «Повторите громче, я не услышал». Конечно, переспрашивают не только те, у кого слух снижен, кто-то, например, делает это, пытаясь выиграть время для обдумывания ответа. Но в данном случае речь идёт не о попытке понять неуслышанное слово в шумном метро, а о частом переспрашивании собеседников в умеренно шумной среде, где это нетипично для людей с хорошим слухом.
Этот же признак может быть обнаружен и когда люди рядом с вами что-то слышат, а вы — нет. И тогда, допустим, если звонит мобильный телефон, вас спрашивают: «Ты что не слышишь?». Этот пример наглядно иллюстрирует естественный способ сравнения хорошего слуха со сниженным.
К ранним симптомам снижения слуха также можно отнести желание, а иногда и необходимость, сделать телевизор чуть громче, объясняя это тем, что хочется меньше прислушиваться при просмотре. Хотя, на самом деле, это внутреннее желание подсознательно предлагает мозг, который имел предыдущий энергозатратный опыт просмотра телевизора, подразумевая, что неплохо было бы этого избежать, тем более что такая возможность есть.
Довольно часто первые симптомы проявляют себя при разговоре с несколькими собеседниками. В такой ситуации бывает, что одного с хорошей артикуляцией (произношением) слышно превосходно, а другого с плохой нет. Или собеседники — новые для вас люди, чьи голоса и произношение вы ранее не слышали, или обстановка шумновата.
Во всех перечисленных примерах симптомы непостоянны. Например, у вас разговор в тихой комнате, совершенно нет никаких проблем с разборчивостью речи. Вы решили проветрить и приоткрыли окно, которое выходит на шумную улицу. И при возвращении к диалогу неожиданно появились сложности в разборчивости речи.
Нужно отчётливо понимать, что это не набор случайностей, а последовательность проявлений конкретной проблемы в организме.
К явным проявлениям ранней стадии, но редко уловимым симптомом, относится также исчезновение из восприятия звуков слабой интенсивности: тиканье часов, шум холодильника, шелест листвы, пение птиц. На них редко кто обращает внимание из-за их фонового характера и слабой информационной значимости.
И последнее. Очевидно, что слух непосредственно участвует в создании окружающей пространственной звуковой картины в нашем сознании. Благодаря этой способности мы в моменте относительно своего тела знаем, что слева с нами разговаривают, сзади едет машина, в небе летит самолёт, под ногами хрустит снег. Ранние симптомы снижения слуха искажают восприятие пространственной звуковой картины и приводят к сложностям в обнаружении направления источника звука, в разделении звуковых источников в пространстве, ухудшению ориентации.
На более поздних стадиях это приводит к потере контроля над координацией движений тела, медлительности, неустойчивости при ходьбе.
Осознанные симптомы
Осознанные симптомы всегда связаны с трудностями, возникающими при общении из-за ухудшения разборчивости речи. В отличие от более ранних, они осознаются уже отчётливо. Тут важно понять, что появление проблем с восприятием речи свидетельствует о завершении течения довольно длительного раннего периода снижения слуха, который для вас прошёл незаметно.
Первые признаки ухудшения разборчивости речи характеризуются нарушением её чёткости. Звуки букв (фонемы) перестают точно задавать акустический контур слов на слух, что со стороны чувственного восприятия оценивается при разговоре как невнятность или «размытость» речи. Приходится прикладывать дополнительные усилия, вслушиваться, чтобы сохранять удовлетворительную разборчивость речи. Особенно часто «размытость» речи проявляется при беглом произношении слов собеседником или в шумной окружающей среде.
Наибольшие проблемы возникают в слогах, содержащих фонемы [c], [ц], [л], [т], [з], [ч].
Разборчивость речи также осложняется, когда собеседник находится сбоку или спиной к вам, из-за чего нельзя увидеть движение его губ.
Помимо проблем при общении с восприятием отдельных вышеперечисленных фонем свою лепту в ухудшение разборчивости речи вносит окружающий шум.
Дело в том, что часть согласных фонем по своей природе являются шумоподобными: [ш], [ч], [ж], [ф], [х] и т. д. Поэтому при воздействии на них шума происходит изменение их естественных акустических свойств. К этим искажениям добавляется снижение слуха. В результате в мозг поступают настолько видоизменённые слуховые образы фонем, что ему становится практически невозможно при обработке выделить их из шума.
Стоит ли говорить, что в шумной среде количество слов, которые могут быть распознаны, ещё больше уменьшается.
Если слух продолжает снижаться, то всё больше фонем полностью исчезает из восприятия. Это нарушает фонетический строй слов, а вместе с ним целостность предложений, приводя к серьёзным проблемам поиска смысловых значений, как при общении, так и при мыслительном процессе. Это критически сказывается на временных характеристиках речи, вызывая расстройство восприятия естественной разговорной скорости.
Очевидно, что последовательность звуков, лишённая связи со смыслом, заставляет мозг ещё больше оптимизировать и редуцировать структуру памяти, и переписывать ассоциативные связи слуховых образов и т. д.
Можно было бы и дальше описывать симптомы более глубоких степеней снижения слуха, но какой в этом смысл, если они гарантировано являются осознанными и, по сути, отражают всё большие нарушения разборчивости речи, следствием которых является деградация бытовой, общественной и профессиональной жизни. Кроме этого, последние вышеописанные симптомы уже требуют врачебной диагностики и применения слухового аппарата, не по желанию, а по крайней необходимости, с весьма скромным эффектом восстановления.
Helix care как «очки» для слуха
Если у вас наблюдаются вышеперечисленные симптомы, желательно начать применять усилитель слуха Helix care. Мы не говорим о постоянном ношении прибора. Мы имеем в виду, что он должен стать для вас «очками» для слуха, которые вы используете в сложной звуковой обстановке или в ситуациях, когда испытываете трудности при общении. Если симптомы более явные, вы можете носить наш усилитель целый день, нет никаких проблем.
Чем раньше вы начнёте использовать Helix care, тем меньше мозговых структур высшей нервной деятельности подвергнутся серьёзной редукции, а, значит, и возврат к предыдущим слуховым ощущениям произойдёт гораздо быстрее.
И если вы не очень сильно запустили эту проблему, Helix care обязательно поможет вам лучше разбирать речь.
Helix care — не про болезнь, которую нужно лечить, он про поддержание здорового слуха и сохранение речи, а вмести с ними ясного сознания и крепкой памяти.
P. S. Кто-то приобретает очки тогда, когда уже мало что видит. Кто-то обращается к стоматологу, когда от зубов ничего не осталось. Но есть другой путь: очки купить при незначительном снижении зрения, зубы лечить при плановом осмотре раз в год, а чёткость и яркость слуха восстанавливать при первых признаках. Выбор за вами.